«Ожидания Запада относительно того, что экономика России сразу же рухнет, не оправдались.» Арман Абовян

С 15 по 18 июня в Санкт-Петербурге прошел юбилейный 25-й Петербургский международный экономический форум. В этом году форум имел особое значение, поскольку был первым мероприятием подобного масштаба после пандемии. В этом году ПМЭФ собрал под своей крышей множество стран, которые ранее не участвовали в форуме. Те же страны, которые традиционно принимают участие в ПМЭФ, в этом году представили новые подходы к тем вызовам, которые стоят сегодня перед мировой экономикой. Об этом Infopress.am побеседовал с депутатом Национального собрания 8-го созыва от фракции партии “Процветающая Армения”, Арманом Абовяном.
Господин Абовян, добрый день, спасибо за то, что согласились побеседовать с нами. Как вы оцениваете проведения ПЭМФ во время СВО РФ на Украине и как это отразилось на экономических санкциях Запада против России? Можно ли считать, что коллективный Запад не смог изолировать российскую экономику?
— Спасибо за вопрос. Сразу отвечу, что проведение специальной военной операции на Украине никак не должно было влиять на проведение ПМЭФ по одной простой причине: никакие политические или военно-политические действия в регионе, либо на европейском континенте, либо где угодно, не могут отменить простые экономические правила. В данном случае можно констатировать, что проведение этого экономического форума было даже более необходимым, чем в предыдущие годы, потому, что мы видим, что мир находится в состоянии глобальной политико-экономической трансформации. Естественно, здесь очень важно с нашими основными партнерами, друзьями, союзниками, нам конкретно, еще раз пройтись по тем правилам игры, которые между нами есть, либо сформировать новые исходя из текущих реалий.
Что касается экономических санкций, то знаете, вообще у меня ощущение, что экономические санкции были введены не против России, а против коллективного запада, Европы и США, потому, что те потрясения, которые мы сегодня видим и ту истерику, в экономическом плане как минимум, которую мы видим, все это показывает, что взять и рубильником просто выключить Россию или Евразийский Союз, невозможно по одой простой причине и тут я полностью согласен с Владимиром Путиным: прошло время дутых активов, речь идет о ценных бумагах, о всякой вот этой банковской или надбанковской капиталистической системе, которая была разработана, а приходит время реальных активов: лес, золото, уголь, газ, нефть, металлы, т.е. все то, что можно, условно, потрогать руками, а не дутые активы, на которых держится вся западная банковская финансовая система. Какие бы у вас ни были, условно, крутые айфоны, если у вас не отапливаются дома, если у вас нет металла, пластика, стекла для производства этих самых айфонов, то ты ничего не произведешь, газа, чтобы это заводу работали, и так далее, и тому подобное. То есть я думаю, что да, удар по экономике был нанесен, но он был нанесен в глобальном плане, потому, что как мы видим, в основном пострадали страны запада и граждане западных стран и эта тенденция, она день ото дня все больше и больше ухудшается. Естественно, можно очень долго рассуждать о том, что потеряла или что приобрела Россия, но нужно, все-таки, исходить из простой элементарной логики и посмотреть на те потрясения, которые были в Европе и те потрясения, которые были в России. Ситуация настолько любопытна, что сейчас российский Центробанк вынужден искусственно занижать курс рубля по отношению к доллару, чтобы выправить этот макроэкономический крен, который пошел. Ну что, не будут продавать технологии, не будут продавать определенные существенные какие-то вещи со стороны Запада? России не впервой, тем более, у русских колоссальнейший опыт не выживания, а развития в замкнутом цикле и в замкнутом экономическом пространстве. Все-таки, одна шестая часть суши с колоссальными природными богатствами, да и не только природными богатствами. Взять тот же интеллектуальный потенциал, просто тут нужно сделать так, чтобы интеллектуальный потенциал из России не уходил, что мы и видим. Посмотрите на те налоговые послабления и поблажки, которые вводятся для сектора высоких технологий, к примеру, предложение Правительства России о субсидировании ипотеки для работников ИТ-сектора. То есть, мы видим, что ожидания Запада относительно того, что закостенелая, по их представлениям, модель экономики в России, она рухнет сразу же, не оправдались. Ничего не рухнуло. Да, пострадали олигархи, да арестовали их счета, да яхты, отдых в “куршавелях” и в прочих уголках Европы стал намного сложнее, если не невозможен. Ну чтож, наверное это та самая минимальная цена, которую Россия в данном случае платит за защиту своих национальных интересов. Вот собственно и все.
Может ли Армения, как стратегический союзник России, быть больше нейтральной в мировой экономике или же должна придерживаться позиции РФ?
— Тут мы должны определиться, что мы имеем ввиду под словом ‘нейтральный’. Если нейтральность обозначает перекос в ту или иную сторону, то это не нейтральность. Я не хочу сейчас называть какие-то страны, но мы видим, что есть такое явление: они как бы нейтральны, но всеми фибрами души впряглись в санкционную войну против России, либо в газо-транспортную войну против России. Тот же Азербайджан, который сразу же нарастил поставки своего газа в Европу. Основываясь именно на поставках азербайджанского газа, например, Болгария резко ужесточила свою риторику по отношению к русским. Здесь нейтральными, знаете, сложно остаться. Нужно в первую очередь защищать интересы Республики Армения и армянского народа. А из интересов Армении и армянского народа, естественно, исходит ‘непопадание’ в западную парадигму нынешнего противостояния, ни в коем случае. Нам следует еще более углублять наши отношения с нашим стратегическим союзником. Конечно, ожидаются, также, и ответные шаги со стороны нашего стратегического союзника, потому, что если уж говорить на чистоту, то и России тут нужно, на мой взгляд, пересмотреть свое отношение. Вернее, даже не отношение, а некую логику своих действий по отношению к Турции и Азербайджану, которые демонстрируют явно враждебное отношение к России. Естественно, нужно углублять отношения по всем фронтам и тут двух мнений быть не может. Несостоятельность западной экономической модели на сегодняшний день настолько очевидна, вернее, даже не экономическая, а банковская, финансовая модель, которая является подпиткой, для экономической модели, она настолько нерелевантна в нынешних условиях, что просто, как говориться, тут и думать долго не нужно. Естественно следует углублять, идти в сторону углубления наших отношений и двух мнений здесь быть не может. Что касается того, какой позиции нам придерживаться, то нам надо придерживаться позиции армяноцентризма, что автоматически означает, что мы должны углублять свои отношения с тем союзником, который на деле доказал свою состоятельность и надежность в отношениях с Арменией.