На перекрестке трех дорог, или фантастическая возможность для Армении — Гагик Минасян
Официальный Баку на днях выступил с заявлением о том, что по обоюдному согласию Армении и Азербайджана из проекта мирного договора изъята статья о транспортных коммуникациях, включая маршрут, соединяющий западную часть Азербайджана с Нахиджеваном. Какие факторы повлияли на подобное решение и как оно отразится на дальнейшем развитии в регионе, мы решили узнать в беседе с членом исполнительного органа РПА Гагиком МИНАСЯНОМ.
«Средний коридор» приказал долго жить
— Г-н Минасян, изначально информация об изъятии статьи о региональных коммуникациях из проекта мирного договора была озвучена представителем азербайджанского президента по особым поручениям Эльчином Амирбековым. И лишь спустя несколько дней после этого ее подтвердил МИД Армении устами своего пресс-секретаря. Скажите, насколько вообще нормально, что столь важную для нас информацию об изъятии вопроса Зангезурского коридора из повестки переговоров, мы узнаем сначала от азербайджанской, а не от армянской стороны? Тем более, что власти Армении постоянно возражали против нее, мол, «логика коридора» отклоняется от подписанного в трехстороннем формате заявления о прекращении огня?
— Конечно, это ненормально. Но абсолютно объяснимо, если учесть, что основным бенефициаром задействования транспортного коридора через Зангезур выступает коллективный Запад, являющийся, по сути, куратором нынешних властей Армении. А для коллективного Запада крайне тяжело столкнуться с тем фактом, что Зангезурский коридор не будет функционировать. Это значит, что для них теряется возможность задействования «Среднего коридора» (или «Восток-Запад-Средний Транскаспийский коридор») через Армению, призванного обеспечить мультимодальное транспортное сообщение Китай-Европа через территорию Центральной Азии и Южного Кавказа в обход России.
Несмотря на то, что действующие власти Армении публично выступали против открытия Зангезурского коридора, сейчас они решили сыграть в молчанку именно потому, что программа их хозяев фактически провалилась. Не могли же они пойти против своих кураторов и заявить, что Зангезурского коридора не будет. Ведь для всего мира подобный расклад означает, что не будет и «Среднего коридора» через территорию Армении.
— Да, но ведь этот коридор может пролегать также и через Грузию, в обход Армении.
— Все верно. Для реализации «Среднего коридора» проекта «Восток-Запад» необходимо как минимум положительное отношение либо Армении, либо Грузии. А для того, чтобы сорвать этот проект, одновременно необходим негативный настрой как Армении, так и Грузии. Ведь «Средний коридор», как предполагалось, мог иметь две ветви по направлению к Европе. Первая: грузы из Средней Азии, в частности, из Казахстана перевозятся по Каспийскому морю в Баку, а оттуда – в Грузию и через грузинские порты по Черному морю в европейские страны. Вторая ветвь предполагала перевозку грузов из Баку через Зангезурский коридор в Турцию, а далее уже в Европу. То есть идея «Среднего коридора» состояла в том, что он обходит Иран и Россию, и либо через Армению, либо Грузию идет в Турцию и к Черному морю.
На мой взгляд, если в Грузии сохранятся холодные отношения к Западу и параллельно будет продолжено проявление лояльности к России, то значит «Средний коридор» окончательно утратит свою актуальность.
В этом смысле с назначенными на 26 октября парламентскими выборами в Грузии начнется открытый этап противостояния России и коллективного Запада на Южно-Кавказском фронте. Потому что для России жизненно важное значение имеет реализация другого проекта — «Север-Юг» через Иран до Индийского океана. Но для реализации западной ветки проекта «Север-Юг» необходимо позитивное отношение как Грузии, так и Армении, тогда как для его провала – негативное отношение или Грузии, или Армении.
Другими словами, для реализации своих целей в рамках двух упомянутых глобальных программ, если коллективному Западу достаточно прозападной позиции либо Грузии, либо Армении, то России нужна пророссийская позиция как Грузии, так и Армении.
— А если предположить, что в Грузии на выборах победят силы, лояльные Западу, то тогда вопрос «Среднего коридора» вновь приобретет актуальность?
— Думаю, что нет. Мне все же кажется, что решение не включать вопрос Зангезурского коридора в армяно-азербайджанский мирный договор в некотором смысле проясняет перспективы проектов «Север-Юг» и «Восток-Запад», проходящих через Южный Кавказ. Более того, уверен, что в ходе апрельской встречи Алиева с Путиным в Москве это решение уже было принято, и потому Алиев уже тогда должен был знать об этом. Судя по всему, в обмен на отмену идеи «Среднего коридора» Алиев должен был получить гарантии от России и Ирана, что Азербайджан сыграет равноценную роль в проекте «Север-Юг», соединяющем Россию с Ираном, и будет наконец построена железная дорога Решт-Астара, соединяющая Азербайджан с Ираном.
Материал полностью читайте здесь.
