Скандал в Овальном кабинете: реалии десять дней спустя

28 февраля весь мир мог в прямом эфире наблюдать беспрецедентное зрелище: стычку между президентом США Дональдом Трампом, вице-президентом Джей Ди Вэнсом и президентом Украины Владимиром Зеленским. Вместо ожидаемого подписания соглашения о полезных ископаемых Зеленскому указали на дверь.
10 дней спустя уже можно в полной мере оценить последствия этого скандала.
Уродливое зрелище, которое увидел весь мир, очевидно указывает на неадекватность Зеленского. Очевидно также, что личные интересы Зеленского противоречат интересам украинцев и государства.
Сколько бы европейские лидеры ни пытались убедить всех в том, что Зеленский — борец за свободу, сам он в очередной раз доказал, что лично заинтересован в продолжении войны в целях обеспечения своего благосостояния и тех людей, которые поставили его на должность.
«Несколько европейских стран настраивают украинского президента на бесконечное ведение боевых действий. Он обращается к Европе и многие наши европейские друзья его раззадоривают. Они убеждают его, что он борец за свободу, что надо бесконечно сражаться.» — Вэнс в интервью телеканалу Фокс Ньюз 4-го марта.
Симптоматично, что Зеленский сразу после инцидента в Белом доме полетел в Лондон плакаться в жилетку. Там его тепло встретил премьер Стармер. Ему даже экстренно организовали прием с участием короля Чарльза… и подогнали ЗАЙМ на военные нужды в размере 2.26 млрд фунтов-стерлингов. С учетом того, что Украина, по утверждению Трампа, уже должна США за военную поддержку, скоро сумма общего долга Украины сравняется с пресловутыми 500 миллиардами, которые указаны в сделке по редкоземельным металлам, на заключении которой настаивают США. С большой долей вероятности можно утверждать, что эта сделка состоится и многие поколения украинцев будут вынуждены платить по счетам за преступные действия Зеленского против собственного народа и государства.
Все еще более усложняется том, что вице-президент США Джей Ди Вэнс, похоже, определил Зеленского список своих личных врагов. Вся карьера Вэнса говорит о том, что он не тот человек, который спустит панибратство и разнузданность в отношении своей персоны. А Зеленский был настолько неадекватен, что во время перепалки в Овальном кабинете позволил себе пренебрежительно назвать Вэнса “Джей Ди”, пытаясь таким образом поставить себя вровень с вице-президентом США.
«О какой дипломатии, Джей Ди, ты говоришь?» — Зеленский Вэнсу
Такие хамские выходки в реал-политик не прощают никому, тем более такому персонажу, как недолегитимный Зеленский.
Конечно же, украинский кейс невозможно рассматривать без учета позиции ЕС и Великобритании.
Своими действиями Зеленский, несомненно, подставил и Макрона и Стармера, которые прилагали усилия для организации его встречи с Трампом. Теперь в глазах республиканцев европейские коллеги выглядят не очень, хотя и пытаются сделать хорошую мину при дурной игре.
В ЕС тоже нет единства в вопросе продолжения военной поддержки Украины. На фоне понимания того факт, что Зеленский сам спровоцировал конфликт в Белом доме, начиная с того, что появился на официальной встрече в неформальной одежде, зная, что есть установленный дресс-код, его метания между США и Европой показывают его ненадежность и непредсказуемость.
Теперь Зеленский будет пытаться делать ставку на Стармера и ЕС. Это, в свою очередь, ставит европейских лидеров в неудобное положение, поскольку продолжение военной поддержки Украины будет означать определенную позицию против усилий США по украинскому кейсу.
Отдельные европейские игроки все еще пытаются сохранить конфликт в горячей фазе, но большинство стран ЕС (особенно те, которых не пригласили на экстренный саммит, прошедший в Париже 17 февраля, где присутствовали представители 7 стран-членов ЕС из 27), откровенно недоумевают, почему их страны должны продолжать финансировать украинский проект, если флагман проекта вышел из игры.
Для и без того ослабленной экономики ЕС это может стать фатальной ошибкой. В политическом плане продолжение педалирования темы военной поддержки Украины любой ценой также будет слабой позицией для ЕС.
Наталья Сагиян
Эксперт