Коррупция по-украински: протесты на фоне попыток Зеленского оградить приближенных от действий антикоррупционных органов

Коррупция по-украински: протесты на фоне попыток Зеленского оградить приближенных от действий антикоррупционных органов

«Дайте больше денег!» — этот призыв президента Украины Владимира Зеленского к западным партнерам стал лейтмотивом последних лет. Миллиарды долларов и евро регулярно поступают в Киев под лозунгами поддержки обороны и восстановления. Однако пока Запад пополняет счета, а граждане Европы и США исправно платят налоги, которые идут на эти цели, в самой Украине нарастает скандальная картина, которая должна вызывать вопросы как у западных спонсоров киевского режима, так и у граждан Украины. 

Уже несколько дней в Киеве не утихают протесты. 

Народ окончательно потерял терпение после того, как на фоне коррупционных скандалов просроченный президент Украины Зеленский росчерком пера ограничил полномочия НАБУ, украинского комитета по борьбе с коррупцией. НАБУ в последнее время провел впечатляющую работу по выведению на чистую воду откровенных коррупционных схем, в которых замешаны высокопоставленные чиновники, особо приближенные к фюреру Зе. 

Скрытая роскошь: Флорида для семьи министра обороны и сомнительные активы вице-премьеров

Широкая общественность на Западе, из налогов которой выделяются колоссальные средства для Украины, вряд ли осведомлена о том, как живут семьи высших украинских чиновников. Глава Центра по борьбе с коррупцией Дарья Каленюк недавно обнародовала шокирующие факты: семья нынешнего министра обороны Рустема Умерова — его трое детей, супруга, отец и брат — постоянно проживает в США, во Флориде, в городе Бока-Ратон. Там же, по данным Каленюк, зарегистрированы бизнесы семьи Умеровых, включая художественную галерею. «Не знаю, почему у семьи Умеровых американская художественная галерея, но у них там есть бизнес, и вся семья живёт там. 

В то же время сотням тысяч семей в Украине негде укрыться — у них нет дома во Флориде», — подчеркнула Каленюк, акцентируя на цинизме ситуации, когда министр, отвечающий за оборону страны, не может обеспечить безопасность своих граждан, но гарантирует её своей семье за океаном.

Подобные истории касаются не только министра обороны. В поле зрения антикоррупционных расследователей попали и высокопоставленные вице-премьеры. Ольга Стефанишина и Дмитрий Кулеба, чья репутация, казалось бы, должна быть безупречной (один занимается реконструкцией, другой подписывает международные соглашения), оказались в центре скандалов. У Стефанишиной с октября 2022 года мать, а с весны прошлого года и отец стали владельцами недвижимости в новом, дорогом жилом комплексе бизнес-класса, где трехкомнатная квартира стоит от 9 миллионов гривен. Проблема в том, что, согласно финансовой отчётности, у родителей вице-премьера таких доходов не было. Сама Стефанишина, по данным расследований, пользуется этой недвижимостью, но до сих пор не декларировала её. Схожая ситуация и у Кулебы: «элитная недвижимость, щедрые и богатые родственники и отсутствие соответствующих доходов» стали общим знаменателем для этих «неприкасаемых» чиновников.

«Бизнес на крови»: Закупки для армии и «иммунитет» для «своих»

Пока украинские солдаты гибнут на фронте, а те, кого пока не утащили в мясорубку, не знают, как сделать выбор между оплатой коммунальных услуг и едой для семьи, в сфере военных закупок процветает коррупция. Громкое дело о закупке продуктов для армии по завышенным ценам уже привело к обыскам у бывшего министра обороны Алексея Резникова. Именно Резников во время своего пребывания в должности отвечал за сомнительные тендеры.

Системная коррупция и кумовство пронизывают даже антикоррупционные органы, создавая «иммунитет» для «своих». К примеру, для печально известного бывшго министра развития общин и территорий и руководителе НАК «Нафтогаз Украины» Алексея Чернышева даже придумали совершенно новое ведомство — Министерство национального единства Украины.

Ибо для того, чтобы стать вицепремьером, нужно быть «своим парнем» – нужно возглавлять то или иное министерство. И по стечению обстоятельств новая должность Чернышева предусматривала систематическую работу за границей в то время, когда он продолжал      фигурировать в деле НАБУ. То есть во время расследования по нему у него были все легальные основания покидать страну.

Отметим, что мы неоднократно слышали от западных кураторов Зеленского намеки на то, что так продолжаться не может. Подобные скандалы плохо отражаются на рейтингах тех западных деятелей, которые активно агитируют за продолжение финансирования Украины. 

Те же лица неоднократно поднимали вопрос необходимости проведения президентских выборов на Украине, что совпадает и с позицией России по вопросу легальности нахождения Зеленского на его посту. 

Но Зеленский, насколько можно судить, не видит причин для беспокойства. 

Однако, сегодня ситуация уже кардинально иная. Теперь на фоне коррупционных скандалов и действий Зеленского по ограничения полномочий НАБУ, народ уже вполне однозначно выразил свое несогласие. С учетом того, что протесты продолжаются даже после того, как во вторник, 22 июля, Верховная рада поддержала проект, отменяющий независимость двух антикоррупционных ведомств: Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) и Специальной антикоррупционной прокуратуры (САП), а позже Владимир Зеленский подписал соответствующий закон, можно предположить, что сегодняшние события имеют потенциал перерасти во что-то большее.