Колодец и маятник армянской действительности, или где наш генерал Лассаль?

Каждый человек в юношеском возрасте наверняка зачитывался новеллами американского писателя Эдгара Аллана По.

Леденящие кровь ужасы, мрак, могилы, гробы, чума, кошмары.

Адреналин зашкаливал в крови, когда читал их перед сном, потом долго мерещилось всякое. Не зря Эдгара По по праву считают родоначальником жанра хоррор, или ужасов, ведь его рассказы появились на сто пятьдесят лет раньше творений современного короля ужасов маэстро Стивена Кинга.

Есть у Эдгара По новелла, которая называется «Колодец и маятник».

Действие происходит в 1808 году, во время войны наполеоновской Франции с Испанией.

Рассказ ведётся от первого лица, пережившего пытки и мучения испанской инквизиции в тюрьме городе Толедо. Герой рассказа был осуждён за некое преступление и подвергся пыткам. Суд инквизиции приговорил его к смертной казни.

Осуждённый очнулся в полной тьме. Он подумал, что умер и находится на том свете. Узник собрал все силы и медленно встал, двинулся вперёд и наткнулся на стену. Герой вспомнил ужасные рассказы о ловушках инквизиции. Это была огромная каменная камера с ловушками.

Пройдя вдоль стены, герой рассказа измерил размер камеры, оказавшейся очень длинной. Потом он споткнулся о камень, упал и потерял сознание, а когда пришёл в себя, обнаружил рядом миску и стакан воды. Он встал и начал ходить во мгле, потом вновь споткнулся и упал на край глубокого колодца. Именно это и была смертная казнь. Ещё шаг — и он упал бы в колодец, куда падали многие и умирали мучительной смертью. Но герою повезло и он чудом спасся от этой хитрой ловушки.

Он опять заснул, а когда проснулся, увидел, что его привязали цельным ремнём к скамье, а рядом снова была миска с приправленной острыми приправами, в основном чесноком, едой, вареным мясом, но не было воды. Это увеличивало муки пленника.

Камера, которая оказалась намного меньше, чем представлял герой, была немного освещена. Сверху медленно опускался и раскачивался острый маятник. Это была вторая попытка казни. Герой мучился от страха медленной и жестокой смерти, и у него, казалось, не было никакой надежды спастись.

Он заметил крыс, которые ждали его смерти, чтобы приобрести новую добычу. Но для начала они хотели сожрать еду в миске.

Когда маятник почти совсем опустился, то герою в голову пришла мысль. Специально оставленной его мучителями одной свободной рукой — чтобы мог брать еду — он натёр ремень остро пахнущим мясом, крысы, поднявшиеся на него, начали грызть ремни. Крысы бегали по нему, касались мордами и хвостами его лица, толкались, разгрызли ремень, когда уже маятник разрезал одежду пленнику, и несчастный смог в последнюю секунду отползти от страшного маятника.

Казалось, что все кончено, но герой понял, что инквизиторы наблюдают за каждым его шагом. И тогда в камере стали сжиматься раскалённые металлические стены, подступая к узнику всё ближе и ближе. В конце концов в камере не осталось свободного места, и герой приблизился к колодцу. Заключённый почти потерял сознание и чуть не шагнул в колодец. Но в последний момент его схватила чья-то рука. То был генерал Антуан Лассаль. Французские – наполеоновские — войска вошли в Толедо. Этим кончается новелла.

Из истории мы помним, что, оккупировав Испанию, Наполеон положил конец существовавшей более 5ОО лет испанской инквизиции, запретив ее специальным декретом. А своего родного брата сделал королем Испании.

Почему я вспомнил эту новеллу Эдгара По?

У меня ощущение, что мы все – не зомби, не кастрюлеголовые, а нормальные, адекватные люди – находимся сегодня в положении того самого узника, привязанного ремнем к скамейке, а над нашей головой качается острый маятник, опускающийся все ниже и ниже, грозя разрубить нас пополам.

Мы барахтаемся, извиваемся, делаем вид, что все нормально, что ничего страшного, ну подумаешь, Черное озеро или Тавуш, не говоря уже об Арцахе, главное, от нашего дома далеко. Но маятник опускается все ниже.

И крысы. Бегают. Отвратительные, вонючие. Воплощение всего страшного, зловонного, мерзкого. С длинными голыми хвостами, хищной мордочкой, острыми зубами. Всепожирающие. Бегают, чуют скорое пиршество.

Такая картинка нынешней Армении.

А где наш генерал Лассаль?

Дождемся ли мы его?

 

 

Георг Хачатурян

Фейсбук

23.07.21