«Это вас напугает». За какими продуктами из России китайцы стоят в очереди?

Этой осенью в Шеньчжэне (20-миллионный город в Китае, на границе с Гонконгом) открылись сразу четыре русских магазина Russian Products Fair, торгующих продуктами питания российского производства. В 2023 году КНР закупила в России еды на $11,4 миллиарда — в их числе растительное масло, сухое молоко, свинина, мороженая рыба и соевые бобы: по сравнению с прошлым годом, это +34%.

«Наши люди неожиданно распробовали российскую еду, — объясняет бизнесмен Чжоу Хонгбао. — Оказалось, не только деликатесы, но и обычные ваши вкусности, что вы каждый день едите к чаю, способны поразить китайца в самое сердце. И я не удивлюсь, если скоро Россия заработает с зефира денег больше, чем от экспорта газа. У нас 1,4 миллиарда населения, мы едим несколько раз в день, и еды нам требуется очень много».

Посетив китайские супермаркеты и магазины русских товаров, Георгий убедился — реально, Россия имеет все шансы получить на аппетите китайцев гигантские деньги. Но следует поторопиться.

Сгущёнка ночью снится»

Также много народу толпится вокруг стенда с российским мёдом. Пожалуй, мёд — третий по популярности наш продукт в Китае (после шоколада и мороженого), и китайцы только открывают для себя гречишный, липовый, акациевый.

«Лакомство, как в раю, ангелы такое едят, — смеётся Ван Минву, работавший в 1996–2006 гг. в Москве в представительстве торговой фирмы. — В Китае и близко нет мёда похожего вкуса и качества, это не в нашей традиции. Теперь уже тысячи китайских бизнесменов напрямую закупают мёд в России, например — башкирский и алтайский, и с каждым годом берут всё больше. Вкус умопомрачительный. Но ещё есть над чем работать. Лично мне ужасно не хватает русской сгущёнки, ночами снится. Вы уж, пожалуйста, скажите, чтобы в Китай её тоже везли. Как только этот магазин открылся, я каждую неделю сюда приезжаю. Беру гречку, водку, солёные огурцы».На третьем месте любви китайского народа по статистике — русская колбаса. Увы, в продаже я её не нашёл. Есть только изделия каких-то сомнительных, якобы российских фирм — «Колбаса из говяжьих кишок», «Копчёные свиные кишки», но даже не указана страна производства, просто двуглавого орла налепили на этикетку. «Непонятки» и с икрой — и чёрная, и красная продаются лишь в виде имитации, по 60 юаней (845 рублей) за банку. «Я считаю, не нужно такие вещи продавать, — уверен Ван Минву. — Китаец будет считать, что она настоящая. Купит, а потом всем скажет — чего хвалят российскую икру? Безвкусная дрянь и ужасное качество. Но вообще, какие-то китайские предпочтения в русской еде вас напугают. Знаете, что любит мой 10-летний сын? Пить рассол из-под огурцов. Замучился ему банки покупать!»

Зотов

«В КНР очень не хватает вашего фастфуда, — считает Чжоу Хонгбао. — Думается, было бы замечательно, если бы открыли сеть киосков с блинами, кафе-мороженых, да даже бургерных, хоть это и не совсем русская еда. Россия в Китае очень популярна, и российская кухня в моде — а ведь когда-то такое происходило и с американскими закусочными. Не думаю, что китайцы сразу оценят щи или борщ, а также окрошку, но есть множество русских блюд, которые без труда завоюют наш рынок. Пока вы думаете на эту тему, я уже слышал — якобы сети кафе с российскими продуктами в КНР собираются открывать узбеки и казахи. И где же русские бизнесмены, чем они заняты?»

Он совершенно прав. В условиях западных санкций России следует использовать любую возможность заработать денег, чтобы улучшить жизнь наших людей. Китай — гигантский рынок с 1,4 миллиарда потребителей, и, если интерес к российским продуктам растёт, надо этим пользоваться. Уж чего-чего, а вкусную еду мы делать умеем.