Россия никогда не мешала нам быть нормальной страной и развивать демократию — Левон Мартиросян

Газета «Грапарак» опубликовала интервью с Левоном Мартиросяном, бывшим послом РА в Канаде, бывшим депутатом от РПА

— 13 ноября в Лондоне состоялась встреча министра иностранных дел РА Арарата Мирзояна и министра европейских дел Великобритании Лео Догерти. Мирзоян заявил, что армяно-британские отношения вступают в новую фазу. О каком новом старте идет речь и каковы были отношения между Арменией и Великобританией до 2018 года?

— Мне будет сложно сказать, какими именно были армяно-британские отношения в экономическом плане, в цифрах, но могу сказать, что политические отношения между двумя странами были вполне нормальными. Но в то же время должен отметить, что отношения с такой ​​сверхдержавой, как Великобритания, необходимо улучшать во всех отношениях, сближать, как политически, так и экономически. Ни для кого не секрет, что сотни наших молодых людей едут в Великобританию и получают лучшее британское образование в рамках множества разных программ. Другими словами, если раньше мало кто мог поехать в Британию учиться, то сегодня картина в этом отношении иная. Если армяно-британские отношения будут углубляться, я буду очень рад. Несколько дней назад открылось новое здание нашего посольства в Великобритании, это очень важно, потому что до сих пор у нас не было собственного здания посольства в Великобритании, мы арендовали помещение. Это очень важный шаг с точки зрения протокола, который поднимает нас на ступеньку выше в отношениях.

— Вы считаете, что здание поднимет армяно-британские отношения на более высокий уровень? Ведь та же Великобритания никоим образом не осудила Азербайджан, когда два месяца назад были насильственно депортированы 120 тысяч наших соотечественников.

— Проблема не в здании, а в том, что это показатель того, что развитию отношений с данной страной придается большее значение. Сколько бы проблем ни было у Великобритании, она по-прежнему является важной и влиятельной страной на международных площадках, другого мнения быть не может. Что касается осуждения Азербайджана, есть ли страна, которая осудила?

— Со стороны Франции, по крайней мере, прозвучала жесткая критика в адрес Азербайджана.

— К сожалению, я не услышал ни от кого резкой реакции.

— Может ли Армения что-нибудь сделать на международных площадках в этом плане? Ведь если через два месяца после войны поехать в страну, где о геноциде вашего народа не говорится ни слова, о каких новых отношениях может идти речь?

— У Армении всегда есть фронт для работы на международных площадках, но эта работа не всегда направлена ​​только на получение обратной связи. Армения должна проделать самую важную работу внутри страны: сначала нужно привести политическую и экономическую системы в соответствие с международными нормами, потому что, когда мы слабы изнутри, мы получаем и Арцах без армян и, потенциально, Армению без армян. В этом случае проблема решаться посредством международной реакции.

— Что остается делать Армении?

— Изменения должны быть осуществлены внутри Армении. Армения должна стать современной европейской страной, а не отсталой страной Ближнего Востока… Дело не только в вызовах, с которыми мы столкнулись в последнее время. Последние 30 лет мы шли не в том направлении, поэтому потеряли Арцах. Мы соревновались с Азербайджаном, в том, кто более коррумпирован, кто более авторитарен. Естественно, Азербайджан выиграл гонку, потому что это более авторитарная и коррумпированная страна. У нас был шанс победить, если бы мы были демократическим государством. Тогда у нас был бы шанс. В любом случае, борьба еще не окончена, и нам нужно двигаться в этом направлении. В этом отношении мы должны опередить наших соседей. Защита прав человека и т.д. — это выражения, которые не очень серьезно воспринимаются различными сегментами общества нашей страны, но другого пути, другой альтернативы нет.

— Вы упомянули, что на протяжении 30 лет власть в Армении проводила неправильную политику. Вы и себя тоже имеете в виду?

— Я виню всех нас.

— Вы пытались сказать бывшим властям, в представителем которой вы являлись, что мы идем неправильным путем?

— Да, конечно: Вся власть пошла не по тому пути, поэтому мы потеряли Арцах. Если мы сейчас не будем владеть своей страной, мы потеряем и Армению. Думаю, большого секрета я здесь не раскрываю.

— Другими словами, вы ставите проигравшую власть в один ряд с прежней властью.

— Я сделал общий, философский вывод. Кто что делал, об этом можно поговорить отдельно. Это отдельная тема.

— Если вы хотите, чтобы Армения стала европейской страной, вы, вероятно, за поворот к Западу.

— Нет, абсолютно. У нас должны быть стабильные отношения со всеми центрами, особенно с нашим союзником Россией, а также с Европейским Союзом и Соединенными Штатами. Нельзя налаживать отношения с одной страной за счет отношений с другой страной. Ни с кем из них не следует ухудшать отношения.

— Но можно ли стать европейской страной, сохранив российский вектор?

— Все возможно, Россия никогда не мешала нам быть нормальной страной и иметь демократию. Все зависит от нашего желания, если захотим, всего добьемся.

Перевод Натальи Сагиян