Ни Анкара, ни Баку не принимают принцип паритетных отношений с Ереваном

В условиях, когда из одной страны направляются противоречащие друг другу месседжи, международное сообщество берет за основу те тезисы, которые считает наиболее выгодными для себя. Об этом заявил политолог Карен Игитян.

“К примеру, когда глава МИД Армении говорит об угрозе войны, а премьер — о перспективах мира, то за основу будут взяты именно заявления премьера, потому что они не предполагают для международного сообщества никаких обязательств. С другой стороны заявления главы МИД необходимы армянской власти, поскольку, когда наперекор мирной повестке события начнут развиваться по военному сценарию, руководство сможет сослаться на эти заявления министра и заявить, что предупреждало о подобной угрозе”, — заявил он в эфире программы Review. Между тем, политолог уверен, что реальную картину и реальную ситуацию представляет именно глава МИД Арарат Мирзоян, говоря, как об угрозах войны, так и о новых требованиях и предусловиях Баку.

“Требования Азербайджана многочисленны и имеют далеко идущие цели. К примеру, Баку настаивает на включении в проект договора о мире пункта о заселении Армении азербайджанцами, при этом настаивает на обеспечении азербайджанцам особого статуса. Этот особый статус предполагает защиту азербайджанского населения в Армении Турцией и Азербайджаном. Иными словами, если этим людям удастся спровоцировать столкновения в Армении, это послужит поводом для введения в Армению войск Турции или Азербайджана. Подобная практика “защиты тюркского населения” успешно применяется Турцией уже давно и во многих странах, начиная от Кипра, завершая Сирией”, — заявил Игитян.

Заявления властей, что армянская сторона, не настаивая на возвращении арцахцев, закрывает тему т.н. “возвращения азербайджанцев”, Игитян считает, неоправданными и необоснованными. “Сегодня армянская сторона не поднимает вопроса возвращения арцахцев, что никак не мешает президенту Азербайджана поднимать вопрос “возвращения” азербайджанцев, указывая будто Баку не препятствует возвращению армян в Арцах, хоть это и неправда. Кроме того, если в Армении есть люди, которые надеются на паритетные отношения с Турцией и Азербайджаном, они заблуждаются. Ни Турция, ни Азербайджан не принимают принцип равных паритетных отношений с Арменией. Единственное, что может их вынудить изменить позицию — военная победа Армении”, — заявил он.

Но одним лишь заселением азербайджанцев на территории Армении Анкара и Баку ограничиваться не намерены.

Азербайджанская сторона настаивает также и на ограничении армянской армии, как в плане численности, так и в вопросе наличия различных видов вооружений. “Это им необходимо для того, чтобы в удобный момент реализовать проект т.н. “западного” Азербайджана”, — заявил он. Кроме того, Азербайджан претендует и на обеспечении механизмов, позволяющих ему вмешиваться во внутреннюю ситуацию в Армении. “В договор о мире вводится “красивый” пункт о недопущении враждебной риторики, но в результате все те политические силы и даже НПО, которые будут критиковать так называемый “мирный договор” или называть Азербайджан вражеским государством, будут подвергаться преследованиям. Это положение, как и все предыдущие документы, будет действовать в одностороннем порядке: в Армении это будет контролироваться, а в Азербайджане, как велась пропаганда армянофобии, так и будет вестись”, — заявил он.